Кафка, Сартр, Симона Бовуар, Ницше, Гете, Хемингуэй, Айрис Мердок, Сильвия Плат, Юкио Мисима, Рембо, маркиз де Сад: художественные фильмы-биографии про писателей 1. «Гёте!» (2010) Филипп Штёльцль 2. «Мисима: Жизнь в четырех главах» (1985) Пол Шредер (Юкио Мисима) 3. «По ту сторону добра и зла» (1977) Лилиана Кавани (Лу фон Саломе, Ницше) 4. «Перо Маркиза де Сада» (2000) Филип Кауфман 5. «Полное затмение» (1995) Агнешка Холланд (Рембо, Верлен) 6. «Любовники Кафе де Флор» (2006) Илан Дюран Коэн (Сартр, Бовуар) 7. «Кафка» (1991) Стивен Содерберг 8. «Айрис» (2001) Ричард Эйр (Айрис Мердок) 9. «Сильвия» (2003) Кристин Джэффс (Сильвия Плат) 10. «Хемингуэй и Геллхорн» (2012) Филип Кауфман 1. «Гёте!» (2010) Филипп Штёльцль Фильм посвящен молодым годам будущего великого поэта Иоганна Вольфганга Гете. Страсбург, 1772 год. Гете с треском проваливает экзамен по юриспруденции, он юн, «много говорит и не меньше выпивает», после чего отец в гневе ссылает нерадивого сына в маленький провинциальный городок, где ему предстоит служить в суде. Здесь 23-летний поэт, еще ничего не написавший, зато получивший несколько отказов на свои «драмы», встречает обворожительную красавицу Шарлотту «Лотту» Буфф. Между молодыми людьми вспыхивают чувства... Именно в этот период Гете пишет свое знаменитое произведение — «Страдания юного Вертера», которое принесло ему мировую славу. Ни одно из сочинений Гете не было прочитано стольким количеством современников. Распространение романа вызвало в Европе волну подражающих самоубийств, что впоследствии было названо эффектом Вертера. Этот эффект был так силен, что в ряде государств власти запретили распространение книги. 2. «Мисима: Жизнь в четырех главах» (1985) Пол Шредер Картина Шредера о японском писателе Юкио Мисиме получила приз в Канне именно за художественные достоинства. Режиссер вместе с оператором Доналдом Бейли искусно чередует черно-белые и цветные сцены, представляя на условном разрисованном фоне действие трех романов автора — «Золотой храм», «Дом Киоко» и «Убегающие лошади», которым присвоены и дополнительные символические значения мисимовской эстетики жизни и смерти: «Красота», «Искусство» и «Действие». Четвертая же новелла, начало которой монтажно врезается в предшествующие эпизоды, имеет название «Гармония пера и меча» — реальность и творчество должны слиться как бы в эротическом экстазе за пределами бытия, после совершения Мисимой 25 ноября 1970 года акта ритуального самоубийства. 3. «По ту сторону добра и зла» (1977) Лилиана Кавани (Лу фон Саломе, Ницше) В основе фильма – вольно рассказанная история взаимоотношений немецких философов Фридриха Ницше и Поля Ре, познакомившихся в Риме с эмансипированной интеллектуалкой русского происхождения Лу фон Саломе. Покоренные ее сильным характером, незаурядным умом и чувственной красотой, Ницше и Ре поддаются идее Лу организовать т.н. «коммуну с целомудренным житием»: участники коммуны живут на общей территории, но не вступают друг с другом в интимную близость. «Святая троица» вызывает резкое осуждение матери и сестры Ницше, которые видят в этой дружбе распутство и излишества, из-за чего тот порывает всякие контакты с семьей. Понимая, что стала причиной конфликта, Лу оставляет Ницше и уезжает с Полем в Берлин... 4. «Перо Маркиза де Сада» (2000) Филип Кауфман Фильм по мотивам пьесы Дага Райта о последних годах жизни скандально известного писателя — маркиза де Сада, проведенных в психиатрической лечебнице Шарантон. Три номинации на премию «Оскар». Действие картины происходит в начале XIX века. История повествует о писателе маркизе де Саде (1740-1814) и о том, как его провокационное творчество перевернуло судьбы многих людей. Католический священник вовлечен в развратный и опасный мир маркиза, поскольку оба они борются за любовь молодой женщины. Маркиз иронично издевается над ханжами и лицемерами по всем правилам хорошего вкуса и тона, заставляя их разоблачиться физически и эмоционально. Очень часто под маской грубости скрывается хрупкая красота возвышенных чувств и ощущений. В главных ролях Джеффри Раш, Кейт Уинслет, Хоакин Феникс 5. «Полное затмение» (1995) Агнешка Холланд (Рембо, Верлен) Фильм польского режиссера Агнешки Холланд посвящен драматическим взаимоотношениям двух великих французских поэтов XIX века, Артюра Рембо (Леонардо Ди Каприо) и Поля Верлена; отношениям, отмеченным страстью, неумеренными возлияниями абсента и бесконечным бродяжничеством. Здесь мало стихов. В основе сценария — переписка поэтов. Снятый в привычной для Агнешки манере изысканной аскезы, когда для создания атмосферы «вне времени» ей достаточно куска неоштукатуренной стены или спинки венского стула, фильм завораживает. Гений Артюра Рембо — наверное, самая большая загадка французской литературы. Промелькнувший метеоритом на небосклоне галльской словесности, он все свои виртуознейшие стихотворения написал в возрасте до двадцати, после чего оставил поэзию и занялся коммерцией. 6. «Любовники Кафе де Флор» (2006) Илан Дюран Коэн (Сартр, Бовуар) «Это был мой двойник, в нем я обнаружила доведенными до последнего предела и мои вкусы, и мои пристрастия». Cимона де Бовуар «Любовники Кафе де Флор» — история о творческих успехах, неудачах и странном союзе двух людей искусства, посвятивших свою жизнь убеждениям экзистенциализма. 1924 год. Молодая и скромная студентка Cимона де Бовуар готовится стать преподавателем философии. Но всем ее планам не суждено сбыться, ведь на жизненном пути Симоны появляется начинающий писатель Жан-Поль. Сартр станет первым возлюбленным Симоны, но вместо традиционного брака он предложит ей разделить с ним свою бурную и беспутную жизнь. Жизнь, которая, с одной стороны, причинит Симоне немало страданий, а с другой — вдохновит на написание шедевра, книги «Второй пол». Фигуры Сартра и Симоны де Бовуар являются культовыми не только в литературе XX столетия, а и в обществе, который они, по сути, создавали. 7. «Кафка» (1991) Стивен Содерберг Прага 1919 года, работник страховой компании Франц Кафка ведет тихую, незаметную жизнь, тщательно выполняя свои служебные обязанности. Но тихая жизнь кончается, когда клерк начинает расследовать исчезновение своего друга. Оскароносец Стивен Содерберг обратился к самому загадочному писателю XX века, который становится героем своих произведений, а значит погружается в мир кошмаров и таинственной атмосферы. В кафкианском пространстве Праги действуют безличные силы, сводящие Кафку с ума. Здесь он предстает в роли клерка и сочинителя, обреченного стать жертвой параноидального состояния. 8. «Айрис» (2001) Ричард Эйр (Айрис Мердок) Это удивительная история жизни одной из величайших писательниц 20 века, проницательного философа и остроумного мыслителя Айрис Мердок, которая оставила ярчайший след в литературе современности и заслужила восторженные отклики рядовых читателей и именитых литераторов. Но самую правдивую летопись ее жизни и творчества составил ее муж, профессор Джон Бэйли, описав в своих произведениях более 40 лет их совместной жизни. Произведения Мердок интеллектуальны, полны остроумия и психологизма, разобраны на цитаты и высоко оценены литературным сообществом (так, помимо того, что писательница стала лауреатом Букеровской премии, она также остается лидером по числу попаданий в букеровский шорт-лист). Никто лучше нее не понимал сложнейших романов Сартра или философских трудов Юнга. За исполнение роли Мёрдок Джуди Денч и Кейт Уинслет получили по номинации на премию «Оскар». Это был второй случай в истории премии (и в карьере Уинслет), когда две актрисы номинировались за роль одного и того же персонажа, но в разных возрастных категориях. 9. «Сильвия» (2003) Кристин Джэффс (Сильвия Плат) Фильм повествует об истории любви и страсти двух знаменитых литераторов XX века — американской поэтессы Сильвии Плат (Гвинет Пэлтроу) и британского поэта Теда Хьюса. С момента первой встречи они окунулись в бурный роман. Только вот история их семейной жизни закончилась не так, как можно было бы ожидать. Тонкая, ранимая натура, Сильвия не выдержала испытаний. А, может быть, за ее смертью кроется какая-то тайна? Фильм-биография и фильм-размышление пытается дать ответ на вопрос, почему же Сильвия выбрала такой выход... 10. «Хемингуэй и Геллхорн» (2012) Филип Кауфман Фильм, посвященный истории отношений легендарного писателя Эрнеста Хемингуэя и его третьей жены, выдающейся журналистки Марты Геллхорн (Николь Кидман). Действие картины начинается в 1936 году в баре Флориды, где Хемингуэй и Геллхорн впервые встретились. К тому времени он уже был знаменитым писателем, она — одна из величайших военных корреспондентов XX века. Их пятилетний брак начался с поездки в Испанию, где бушевала гражданская война 1936—1939 года. Именно Геллхорн вдохновила Хемингуэя на написание одного из самых известных его романов «По ком звонит колокол».

Теги других блогов: фильмы биографии писатели